Результаты исследования картины «Морской пейзаж», хранящейся в Музее изобразительных искусств им. семьи Невзоровых, произвели сенсацию на международном научно-практическом семинаре в российском Омске. Ряд прямых и косвенных признаков указывает на то, что в Семее, возможно, экспонируется не подражание кисти художников голландской династии XVII века, как это принято было считать, а оригинал.
Для знатоков живописи, особенно маринистики, династия нидерландских художников ван де Вельде, живших в XVII веке, в представлении не нуждается. Достаточно сказать, что Виллема ван де Велде-младшего называют Рембрандтом голландской пейзажной морской живописи, а его работы занимают достойное место в Эрмитаже, Лондонской национальной галерее, а также в других известных музеях Европы и в частных коллекциях. Поэтому семипалатинский музей был несказанно рад заполучить высокопрофессионально выполненную имитацию работы этой знаменитой династии, которая, к слову, в некоторых случаях действовала как семейный подряд. В 1990 году картина с условным названием «Морской пейзаж» была передана в дар московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина. По существовавшей тогда традиции крупные музеи СССР делились с периферийными музеями и картинными галереями теми произведениями из своих фондов, которые, на их взгляд, были «вторичными». Согласно сопровождающим документам, тогда в Семипалатинск ушла картина неизвестного художника подражание ван де Велде, датируемая XVIII веком, написанная маслом по дереву.
В 2005 году при профилактическом осмотре и технико-технологическом исследовании картины художник-реставратор Ольга Рубинчик (на фото) обнаружила на ней подпись – W. V. D. Velde, давность которой, как минимум, соответствовала времени ее написания. Интриги столь неожиданному открытию придавал тот факт, что, согласно все тем же документам, работа не была подписной. Вместе с тем наличие автографа еще не является гарантией авторства: его нанесение могло быть частью профессионально выполненной имитации, чрезвычайно популярной в XVIII веке.
Спустя еще семь лет увлеченный реставратор повысила свои знания на обучающем семинаре «Голландская живопись XVII века и их немецкие имитаторы XVIII века» в Музее им. Врубеля в Омске, что дало ей возможность вернуться к более детальному изучению картины. Результатами исследований она поделилась на прошедшем там же в 2015 году международном научно-практическом семинаре. По сравнению с обнаруженным 10 лет назад автографом они были куда более впечатляющими.
В процессе исследования стали выявляться признаки голландской технологии XVII века, как прямые, так и косвенные, – рассказывает Ольга Рубинчик. – К примеру, картина написана на доске из дуба, использование которого было характерно для голландцев. Сама доска неровная, что также было их технологической особенностью. Фаска снята произвольно, а это неприемлемо для немцев, известных своей аккуратностью и педантичностью. Также имеются следы обработки скобелем и следы пилы на торцах, что не противоречит голландской технологии. Еще один верный признак голландской живописи – обработка доски свинцовым грунтом, которую подтвердил рентген. Вместе с тем нельзя и исключать вторичного использования доски, когда сохранившуюся оригинальную заготовку XVII века использовали мастера уже следующего столетия. В довершение ко всему предположительно использован принцип фактуропостроения голландской тональной живописи, в частности изображение мелких волн подчеркивается текстурой приподнятых древесных слоев доски.
Доклад реставратора произвел на конференции настоящий фурор. Представители музея Лакенхал и реставрационного ателье Лимбурга с родины династии ван де Велде высказали довольно уверенное мнение, что «Морской пейзаж» может оказаться оригиналом. Однако в музее, где сегодня хранится эта картина, предпочитают не делать столь категоричных выводов.
Мы ни на чем не настаиваем и не беремся утверждать, что это подлинник, – продолжает Ольга Рубинчик. – Однозначную оценку может дать только исследование в мощнейшей лаборатории при каком-нибудь НИИ или другой специализированной организации. Пока об этом говорить не приходится. Мы надеемся, что со временем будет возможность пригласить в наш музей для дополнительного искусствоведческого исследования специалиста в области голландского искусства интересующего нас периода.
Тем временем в самом Музее им. семьи Невзоровых продолжается исследование картины. Фотосъемка в ультрафиолете позволила выявить на ней еще одну незаметную невооруженному глазу надпись на латинице, которую пока не удалось расшифровать. Возможно, ее разгадка и станет тем ключом, который приблизит нас к ответу о происхождении полотна.
P. S. Похожая ситуация сегодня наблюдается в российском Государственном музее изобразительных искусств города Ирбита. Копия полотна фламандского художника Рубенса «Положение во гроб», переданная в музей на Урале в 1976 году из Эрмитажа, предположительно оказалась оригиналом. Любопытно, что несколько лет назад в этом же музее установили подлинность другой картины Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», которая также была передана сюда Эрмитажем… в качестве копии.
Автор: Илья МИЛЛЕР | Семей ЭКСПРЕСС К