НовостиТекущие события

  Это очередная музейная реэкспозиция, позволившая «вывести в свет» 44 ранее не экспонировавшихся графических произведения некоторых русских советских мастеров 20 столетия: Владимира Фаворского, Валентина Курдова, Иллариона Голицына, Николая Байрачного и Геннадия Епифанова.

  Необходимо отметить, что искусство графики, особенно первых послеоктябрьских десятилетий, было отмечено большим числом крупных творческих индивидуальностей, обилием и разнообразием самих форм графического искусства, наконец, существованием определенных локальных графических школ, прежде всего, в Москве и Ленинграде.

  Ведущая роль в формировании стилистических приемов московской графической школы принадлежала, несомненно, Владимиру Андреевичу Фаворскому (1886-1964). Фаворский вошел в историю искусства как выдающийся художник книги, виртуозный мастер гравюры на дереве. В своем творчестве он развивал синтетическую концепцию оформления книги, предполагающую объединение сюжетных иллюстраций, шрифта и заставок в целостный ансамбль. Его индивидуальный стиль сложился под большим влиянием стилистики символизма и модерна, но вместе с тем он вобрал в себя новации мастеров авангарда. Почти всю творческую жизнь плодотворно работал как педагог (преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Вхутемас, был там ректором в 1923–1925, в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств, Институте прикладного и декоративного искусства). Оказал влияние на мастеров «сурового стиля».

  В экспозиции музея представлены, преимущественно, книжные иллюстрации мастера, относящиеся к разным периодам создания. Иллюстрации 1920-1930-х годов, к примеру, листы «Сергиев посад», «Ф.М. Достоевсий», «Кремль. Свердловский зал», к произведению А. Пушкина «Домик в Коломне», к трагедии А. Глобы «Фамарь», отмечены лаконически-экспрессивной символикой, любовью к черному, почти осязаемому штриху.  С середины 1930-х художник все чаще использовал белый штрих, позволяющий добиться более живой передачи света и движения. Это иллюстрации к трагедии Шекспира «Отелло», титул и иллюстрация к «Сонетам» Шекспира в переводах С. Маршака, и, конечно же, главный труд его многолетнего творчества, иллюстрации к величайшему памятнику русской словесности, эпической поэме «Слову о полку Игореве».

  Одним из продолжателей традиций книжного оформления великого мастера был белорусский художник Николай Иванович Байрачный (1950). Основным направлением творчества мастера была керамика, станковая и кабинетная скульптура, анимация, создание авторского оружия и игрушек, однако, более значительный интерес представляют книжные иллюстрации автора. Иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души» (1978) – офортные листы «Собакевич», «Отъезд Чичикова», «Город N», отличаются выразительностью и цельностью образов.

  Знакомство с Фаворским в 1950 году стало переломным моментом и в жизни художника Иллариона Владимировича Голицына (1928-2007). Художника привлекали беспредельная преданность Фаворского искусству, его образованность и широта интересов. Войдя в круг учителя, Голицын навсегда принял эстетические и нравственные нормы, лежащие в основе безупречного профессионализма великого мастера. В музейной коллекции хранятся графические листы Голицына, выполненные в 1960-е годы: «Утром у Фаворского», «100 лет В.А. Фаворского», «Натюрморт с валиком», «Натюрморт с ножницами», «Портрет Б.В. Шергина». Широкую известность приобрел лист «Утро у Фаворского» (аналог в ГТГ), в котором использованный Голицыным принцип «белой гравюры» снимает традиционную для линогравюры контрастность и обилие черного цвета. В чистом, пронизанном светом листе «100 лет В.А. Фаворского», Голицын, очень умело используя традиции учителя, не только запечатлел образ большого художника, но и передал атмосферу его творческого труда.

  Представителей ленинградской школы графики отличала высокая профессиональная культура, основанная на прочных реалистических традициях. Один из них —  ростовский художник Геннадий Дмитриевич Епифанов (1900-1985). Во второй половине 30-х годов он учился во ВХУТЕИНе в Ленинграде у В. Замирайло, Д. Митрохина. В послевоенные годы выпустил альбом ксилографий, посвященный родному городу. Лист «Ростов Великий» из этой серии хранится и в нашем собрании. При общей графической точности и строгости изобразительного языка, в нем сохранилась живость впечатления и свойственная художнику высокая культура исполнения.

  Наряду с другими художниками — Ю. Васнецовым, А. Пахомовым, Е. Чарушиным — Валентин Иванович Курдов (1905-1989) считается одним из художников «лебедевской школы» в детской книжной графике. Исключительное влияние Лебедева, как художника и редактора легендарного Детгиза, на свою работу в книге сам художник отмечал неоднократно. На выставке представлены литографии 1960-1980-х годов «Крах белых», «Пролетарий, на коня!», «Разговор», «Нахлебники», «Столовая на целине», а также акварельный лист «На ипподроме».