Не всем известно, что на некоторых работах, подаренных Юлием Владимировичем Невзоровым нашему музею, на оборотной стороне встречается интересная наклейка.
Она представляет собой прямоугольный горизонтально вытянутый формат, где располагается композиция из изображения и надписей. Данная наклейка является собирательским знаком Ю.В. Невзорова, который был создан для коллекционера ленинградским художником-графиком В.А. Меньшиковым в технике литографии.
Собирательские, книжные знаки, экслибрисы очень часто выполняются художниками для коллекционеров, библиофилов и ученых. Эти знаки удостоверяют владельца книги или картины, и отражают вид деятельности, характерные черты профессии или личности владельца.
В верхней части собирательского знака Ю.В. Невзорова мы видим два репродуцированных живописных полотна из его собрания и надписи: «Только реалистическое искусство помогает воспитанию прекрасного » и «Из собрания Ю.В. Невзорова». Вышеназванные живописные полотна это — «Вид Бахчисарая» М.М. Иванова и «Портрет художника Карла Кёнинга в детстве» работы П. А.Федотова.
Почему же на авторском знаке Ю.В. Невзорова изображены эти произведения.. Разгадку можно найти в автобиографии коллекционера:
«Изображены на моем собирательском знаке два уникальных произведения этапного значения и в творчестве художников, и в истории русского искусства».
Одно из изображений «Портрет К. Кенинга в детстве» П.А. Федотова можно увидеть на портрете «Ю.В. Невзорова» кисти О. Петровичевой, который представлен в фойе музея. Юлий Владимирович пишет: «Портрет этот имеет этапное значение в творчестве Федотова тем, что является первым и единственным известным на сегодня портретом художника, предвещавшим переход Федотова к написанию картин и портретов большого размера вместо тех, миниатюрного плана, которые он писал до этого. Этапного значения в истории русского искусства, поскольку Федотов своим творчеством стал основоположником критического реализма в живописи русского искусства».
Не случайно на собирательском знаке находится надпись: «Только реалистическое искусство помогает воспитанию прекрасного». Эта фраза является девизом Ю.В. Невзорова в его коллекционной деятельности. Юлий Владимирович с самого начала собирательства приобретал только реалистические произведения живописи. С его слов, он был ярым врагом всякого левого, формалистического и символического направления в живописи, за их отход от реализма, за все возможные извращения или уродования формы и цвета.
«…Все мое собирательство развивалось и проходило под глубоко воспринятыми и осознанными мною и идеями Чернышевского и Ленина о том, что искусство материально и должно служить человеку и воспитывать в нем все самые лучшие черты человечности. А так же и мыслями Э. Золя, высказанными им в его статье «Живопись» о том, что «Только из живой натуры возникает подлинная красота и правда в искусстве, особенно в таком материальном, как живопись».
Материал подготовлен научным сотрудником
Шевцовой А.А.