Новости

   В фондах музея Невзоровых хранится шесть произведений известного павлодарского художника – Кабдыл-Галыма Каржасова. На одной из них, в работе «Күй», на фоне казахской степи, на фоне юрты крупным планом изображен уже немолодой, но полный сил музыкант, который играет на своем любимом инструменте – домбре. В картине художник делает акцент на плавных ритмах, яркая декоративность присутствует во всем. Раскованность и творческая независимость прочитываются и в композиции, и в манере письма художника.
В образе музыканта угадываются черты самого художника. Коллеги и друзья Каржасова вспоминают, что художник сам вырос в творческой атмосфере. Мать была умелой мастерицей в изготовлении традиционных ковров, а отец — талантливым музыкантом. Дарование родителей передалось в полной мере и сыну. Художник виртуозно играл на домбре. Музыкальные произведения в исполнении художника всегда отличались глубоким философским содержанием, неторопливой и величавой манерой исполнения.
Как музыкант доносит через музыку свои душевные переживания, так и художник свое авторское видение национального декоративно-прикладного искусства передает кистью, мастихином и резцом. «Мне нравятся яркие краски и образы, — любил повторять Каржасов, — Хочу, чтобы люди, видя эти картины, ощущали душевное спокойствие и радость. В своих работах я выражаю позитивные эмоции».
Каржасов Кабдыл-Галым Насырович родился 11 января 1954 года в селе Ульгули Павлодарской области. Окончил Алма-Атинское художественное училище им. Н. Гоголя (1980), учился у известных художников Акрапа Жубанова и Амандоса Аканаева. С 1980 года жил и работал в Павлодаре. Член Союза художников СССР с 1988 года. Участник многих республиканских и международных выставок. Его работы выставлялись в музеях и выставочных залах Санкт-Петербурга, Нью-Йорка, Амстердама, Варшавы, Вроцлава, Берлина, Штутгарта, Мюнхена. Персональные выставки художника состоялись в Павлодаре, Алматы, Караганде, Омске, Санкт-Петербурге. К.-Г. Каржасов — стипендиат Президента Республики Казахстан (1997), лауреат международного фестиваля искусств «Мастер-класс Казахстан» (2000), обладатель ордена «Курмет» (2001).
Кабдыл-Галым Насырович является одним из мастеров, чье творчество сформировало «лицо» современного искусства Казахстана, для которого характерны сочетание академической манеры письма и отображение национального своеобразия. Обладая мощным колористическим даром, опираясь именно на традиции народного казахского декоративно-прикладного творчества, художник разработал собственную стилистику в пластической и образной системе. Он любил экспериментировать — фактурность, незавершенность линий, коллаж, неожиданное цветовое решение.
Для авторской манеры Каржасова характерна, прежде всего, орнаментальность полотна, куда одинаково вписываются человеческие фигуры, интерьер, пейзаж, и все они равноценны в художественном отношении. Автор тонко чувствует гармонию красок, благодаря которой, можно в полной мере ощутить гармонию пространства и времени. Художник умеет минимумом деталей создать огромный духовный мир человека, заставить зрителя размышлять о вечном.
Во все времена образ женщины вдохновлял творцов. Матери, возлюбленные, дочери, незнакомки – все они становились героинями живописных произведений еще со времен древности. В своих произведениях, посвященных женским образам, Каржасов умел тонко передать тихую мечтательность, тонкие переживания, многолетнюю мудрость своих героинь. Недаром это самая яркая серия в его творчестве. Художник часто говорил о том, что Женщина это создание бога и главный фактор продолжения рода и жизни на земле.
Работы художника полны недосказанности, кажутся незавершенными и одновременно являются эталоном цельности. Это привлекает к картинам Галыма Каржасова каждого зрителя, который обязательно находит что-то особенное для себя. К сожалению в 2016 году художника не стало…
Известный павлодарский искусствовед Майя Хусаинова вспоминает: «Это был замечательный, уникальный, абсолютный художник с очень тонкой и яркой индивидуальностью. Он был настолько самобытным колористом, что его работы можно узнать по почерку среди десятков тысяч других картин. Каржасов был настоящим национальным художником, который глубоко изучал историю народа, умел раскрывать образы батыров, великолепно играл на домбре и пел старинные казахские песни».