1852 год, декабрь. В имении княгини Т.П. Голицыной в селе Сосновка Томбовской губернии Моршанского уезда недавно поселился немолодой немец тридцати лет, приехавший в Российскую глубинку в поисках заработка. Должность учителя музыки в Тамбовском Александринском институте благородных девиц сулила ему стабильный доход и безбедное проживание, а барские и купеческие усадьбы, разбросанные в окрестных деревнях, и в городе обеспечивали не только возможность заработать сверх установленного жалования, но и предлагали приятное общение человеку столь открытому и неуёмному в постижении мира окружающего, а также наук и искусств, каковым был Теодор Готлиб Граверт (1821-1881). Талантов у этого господина было не счесть. Таких людей немцы называют Tausendkünstler – мастер на все руки. Композитор, живописец, садовник, механик, столяр, игрушечных дел мастер, часовщик, при этом отличный стрелок и наездник, он, однако, ни в чём совершенства не достиг. Уж слишком неуёмной была его натура, чтобы ограничиться только одним искусством, оттачивая и совершенствуя в нём своё мастерство. Вокруг было столько интересных занятий, и всё хотелось постичь! Как музыкант, он умел играть не только на фортепиано. Казалось, он играл на всех существовавших музыкальных инструментах, а сверх того, ещё и сочинял музыку. Как художник, он писал маслом очень недурные картины, и сам делал к ним изящные и оригинальные рамы. Где именно учился Граверт доподлинно не известно. Сам он говорил, что музыке его обучал Ференц Лист. Мастерству же художника он, вероятно, обучался дома. Нравом Теодор был весёлым и общительным, за что и заработал доброе к себе отношение окружающих.
Была в жизни Граверта в России и настоящая любовь. В той же Сосновке стоял купоросный завод. Его владелец – Павел Дмитриевич Прокунин имел очаровательную сестру. Теодор Граверт познакомился с ней, когда обучал сына Павла Дмитриевича музыке и часто посещал их дом. Деревенская барышня покорила сердца неуёмного искателя прекрасного и 30 июня 1861 года они поженились.
Со временем Граверт совершенно обрусел, принял российское подданство, сменил имя с Теодора Готлиба на Фёдора Богдановича Граверта, и, как сказано в воспоминании Н.В. Давыдова, «не чувствовал ни малейшего тяготения к немецкой родине».
Жизнь в России была для Граверта благополучной и счастливой, и всё-то у него складывалось хорошо. Ему даже посчастливилось ещё при жизни услышать в исполнении местного оркестра увертюру к собственной опере «Князь Серебряный» по А.К. Толстому, и получить орден Св. Святослава 3-й степени «за отличную службу».
Но всё это было потом. А сейчас шёл декабрь 1852 года. Теодор Готлиб Граверт совсем недавно покинул родину, и милые сердцу воспоминания ещё теснятся в его голове. Где-то там остались чистые, ухоженные деревушки, домики с белыми стенами и диагональными балками поверх них. Там бюргерский уют, размеренная и привычная в каждом своём мгновении жизнь. Воспоминания томят душу, просятся на волю. За окном русская зима, а перед глазами чистый холст и в руках кисть.
И вот, разлеглись под деревьями коровы, извилистая жёлтая дорожка бежит до фахтверковых домиков, за которыми теснятся несколько деревьев, а за ними, ещё дальше, неуклюже пристроилось озерцо. От озера взгляд зрителя идёт дальше, через луг до небольшого лесочка у самого горизонта. Граверт пишет свою картину тщательно и скрупулёзно. Его кисть выводит каждый листок на дереве, каждую складку на теле коровы. Это идиллический маленький мир деревни, уютный и безмятежный, каким обычно его показывают художники – представители Biedermeier[1].
Сейчас картина «Пейзаж с коровами», 1852, украшает зал Западноевропейской живописи ВКО музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых в городе Семей.
Научный сотрудник музея Рекида И.М.