В фондах музея хранится небольшое живописное полотно «Овощи и вальдшнепы» одного из ведущих художников русского авангарда Петра Петровича Кончаловского (1876 – 1956). Выполненный в 1928 году под влиянием творчества французских постимпрессионистов, натюрморт написан с большой живописной силой, насыщенными, живыми, звучными красками. Художник мастерски лепит форму предметов широкими мазками, ярким, сочным цветом. Эта картина — гимн изобилию, песня о здоровом, светлом взгляде на жизнь…
Чувственная красота мира всегда была определяющей чертой творчества Петра Кончаловского. Он был одним из основателей «Бубнового валета», объединения, появившееся в начале 20-х годов и наполнившее искусство живым, задорным, сильным звучанием. Озвучивая свои стремления, художник писал: «Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи… Однако, целью «бубнововалетовцев» был отнюдь не эпатаж, а в первую очередь желание выразить себя, свое видение на понятном языке — языке живописи, освобожденном от наслоений литературности, салонности, туманного символизма…». Суть творчества «Бубнового валета» и их первой выставки в 1910 году определил Казимир Малевич — отныне «живопись стала единственным содержанием живописца». В русское искусство ворвались буйство цвета, предметность и грубоватая простота, а самым популярным жанром стал натюрморт.
Знаменитый внук художника, режиссер Андрей Кончаловский вспоминал, — «дед писал на своих полотнах окорока, лук, перцы, бутыли вина. Классический набор для натюрмортов.… В доме пахло этими живыми натюрмортами, копчёной ветчиной, скипидаром, масляной краской, кожей и дёгтем. Он был страстным охотником. Любил поесть, любил испанскую еду».
Вся жизнь художника была «подчинена требованиям искусства». Родился будущий художник в Славянске Харьковской губернии. Отец занимался литературно-издательской деятельностью и был близок со многими известными мастерами русской культуры. В доме Кончаловских часто бывали Серов, Коровин, Врубель. Будущий тесть художника – Василий Суриков – весьма одобрительно оценивал первые живописные пробы молодого художника. В гимназические годы Кончаловский учился в вечерних классах рисования Строгановского училища, позже, недолго, в Академии художеств и в мастерской батальной живописи Павла Ковалевского. Однако решающее влияние на творчество художника оказала Европа. В поисках собственного пути, Кончаловский посещал Францию, Италию, Испанию, учился и подолгу жил в Париже.
В 1902 году Кончаловский женился на дочери своего учителя – Ольге Суриковой. Был прекрасным мужем, отцом двух детей – Михаила, будущего художника, и Наташи Кончаловской, ставшей впоследствии женой известного детского писателя Сергея Михалкова и матерью режиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова. Супруга Ольга до конца своих дней оставалась основной моделью и главным художественным авторитетом для художника. Каждый эскиз, каждая картина, прежде чем считаться готовой, представали на суд любимой жены.
После революции Петр Кончаловский постепенно приходит к реалистическому искусству, становится членом АХРРа и одним из ведущих художников советского времени. Однако, благодаря счастливому обстоятельству — близкому знакомству с наркомом просвещения Луначарским, ему удается избежать необходимости прославлять героику пролетарских будней, он продолжает писать любимые натюрморты, портреты семьи и друзей.
Последние годы жизни художник провел в доме на Буграх (Калужская область), который приобрел в 1932 году. Стал жадно относится к жизни: постоянно писал, стараясь успеть как можно больше. К этому времени Кончаловский становится Народным художником РСФСР, лауреатом Сталинской премии, профессором живописи, однако главным достижением художника все же остается его огромное художественное наследие — более полутора тысяч холстов, около пятисот акварелей, неисчислимое множество рисунков, — и его страстное искусство — это безмерная любовь к жизни, к ее беспредельному красочному многообразию.