— Эй, хозяева, такой аромат! Блиночком не угостите?
Старик Янсен приоткрыл верхнюю половину двухстворчатой двери и заглянул в маленькую, тесную, задымлённую кухню соседей. У очага, сидела на стуле престарелая хозяйка. Года уже брали своё, и долго стоять на ногах она не могла, поэтому, примостившись на невысоком табурете и пристроив сковороду на огонь, она неспешно пекла блины, иногда отстранённо посматривая в сторону. Рядом с ней, столь же невозмутимо и спокойно сидел старик. В очаге потрескивали угли. Большими каминными щипцами старик вытащил один уголёк из печи и теперь прикуривал им трубку. Всю эту атмосферу старческой нерасторопности нарушала бойкая, розовощёкая девица, бодро суетившаяся за спиной хозяев. Она весело ответила гостю.
— Если только немного позже, а то вон, Питер всё сметает – сказала она, кивнув в сторону мальчугана, уютно усевшегося на маленьком стульчике у ног старухи, с аппетитным блином в руках.
Вся комната была наполнена запахами поджаренного теста, сухих трав, подвешенных у потолка в тряпичных мешочках, дыма из очага, и какой-то затхлости, в которые теперь, ворвался поток свежего морозного воздуха с улицы.
А что было дальше?
Ну, это уже подскажет фантазия зрителя. А перед его глазами небольшая гравюра неизвестного мастера, выполненная с другой гравюры, мастера уже известного и признанного, Висхера Корнелиса, которая тоже называется «Пекущая блины».
Висхер Корнелис (1629-1662), гравёр, рисовальщик и замечательный портретист учился у выдающегося голландского гравера Питера Соутмана, с 1653 года был членом гильдии Святого Луки в Харлеме, выполнял неподражаемые репродукционные гравюры резцом и офорты по произведениям П.П. Рубенса, А. Ван Дейка, А. Браувера, А. Остаде, Н. Берхема и др.
Работа музейного собрания отличается от произведения Висхера Корнелиса во многом. Во-первых, это техника исполнения. В музее хранится резцовая гравюра на меди, а В.Корнелис свою работу выполнил в технике офорта. Во-вторых, музейная гравюра меньше, и в зеркальном отражении, то есть все фигуры обращены в другую сторону. Имеются и другие отличия, например в штриховке, в исполнении лиц и отдельных деталей.
«Пекущая блины», или «Блинщица» была очень популярным произведением Висхера Корнелиса, которое не раз репродуцировали и другие мастера. Например, известна гравюра в технике меццо-тинто Якоба Голя, которая также была выполнена в зеркальном развороте. О ней есть упоминание в справочнике Ф. Гольштейна (VII том) и в каталоге офортов Дж. Вессели.
Гравюра музейного собрания попала в коллекцию Семипалатинска из собрания семьи Невзоровых. Она была подарена музею наряду с другими произведениями в 1988 году. Ранее эта работа находилась в собрании гравюр Л.С. Макова.
Так кто же мастер, выполнивший нашу гравюру? И почему в уменьшенном размере и в зеркальном развороте? Эти вопросы остаются открытыми. На них нам, музейным сотрудникам, ещё предстоит найти ответы.
Ну, а пока, зритель может проникнуться атмосферой голландского быта, почувствовать себя гостем, и пофантазировать сам, так что же там было дальше?..
Материал подготовила научный сотрудник И. Рекида