«Магистр цветной геометрии, гроссмейстер волнистых линий и линейных искусств, Гений Первого ранга Земли, Вселенной и её окрестностей, самый элегантный мужчина Земного шара, великий, наивный и совершенный…» — так представлял себя обществу «последний авангардист первого призыва» Сергей Калмыков.
Сергей Иванович Калмыков (1891-1967) родился в Самарканде. Вскоре семья переехала в Оренбург, где он учился в гимназии. В 1909-1910 годы жил в Москве, посещал художественную школу К.Ф. Юона и подготовительный курс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1910 года приехал в Петербург, учился у К.С. Петрова-Водкина и М.В. Добужинского. После революции Калмыков жил и работал в Оренбурге. Участвовал на выставках в 1919, 1920, 1921, 1924 «Жар-цвет» в Москве, 1926 (АХРР), 1931 (АХР) в Оренбурге.
Искусствовед Е. Ким пишет: «Художественное формирование Калмыкова происходило в 1910 годы. В Москве и Петербурге это было время активного выступления различных творческих группировок. Появляется плеяда поэтов «серебряного века». В эти годы наблюдается большой всплеск интереса к науке. Работы Чижевского и Циолковского восхищали современников, проблемы полета в космос занимали многие умы». Это было время когда творили М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов, П. Филонов. Находясь под влиянием творений этих «гениев», Калмыков прошел путь последовательного новатора, изучив все этапы русской живописи ХХ века:от импрессионизма до абстракционизма и выработал свой стиль и индивидуальный художественный почерк.
В 1935 году Калмыков был приглашен композитором Евгением Брусиловским в Алма-Ату для работы художником-постановщиком ГАТОБ имени Абая, где проработал в течение многих лет. Он жил театром, который стал для него вторым домом. Много времени уделял созданию декораций и костюмов, и сам отчасти стал актером. Он сшил себе широкие яркие штаны и красный берет, чем-то напоминающий «летающую тарелку», словно специально рядился в сумасшедшего, но не для себя, не для людей, а для Галактики. «Из глубины веков смотрят на нас миллионы глаз. И что они видят? Ползет по земле какая-то одноцветная серая масса… И вдруг – как выстрел! – яркое красочное пятно: Это я вышел на улицу!» – писал Сергей Калмыков.
Параллельно с официальной работой в театре, он творил для себя. Работал в своём уникальном стиле живописи. Он, как и другие модернисты, стремился выйти за рамки привычного искусства, за пределы реализма, открыть новые грани выражения себя и мира вокруг. Он создавал абстрактные, полуфигуративные и фигуративные композиции, выработал собственный стиль, для которого характерны экспрессия, яркость цветов, четкий линейный рисунок. Мир картин Сергея Калмыкова фантастичен, а иногда похож на гигантскую декорацию к придуманному художником спектаклю.
Калмыков был членом Союза художников, неоднократно получал всевозможные грамоты, был награжден медалью за доблестный труд.
К сожаленью началось прогрессирование болезни и вскоре художник умер от истощения в 1967 году в психиатрической больнице. Умер одиноким и нищим, оставив после себя убогую каморку, связки рукописей. Среди них романы, притчи, афоризмы, различные космогонические схемы и их описания, фантастические проекты, письма, дневники, эскизы и кучу законченных работ, которые по достоинству оценили лишь спустя десятилетия после его смерти.
Произведения самобытного живописца хранятся в ГМИИ имени А. Кастеева, ГРМ в Санкт-Петербурге, в графическом кабинете Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, в музеях и частных коллекциях Казахстана, России, Америки, Израиля, Франции.
В коллекции ВКО музея искусств имени семьи Невзоровых находятся четыре работы художника — три гравюры на картоне и один живописный «Пейзаж» (1930). В картине художник передает атмосферу летнего южного города с тенистыми аллеями пирамидальных тополей. Энергичными, экспрессивными мазками художник передает ощущение жизни природы, движения в большом городе.
Научный сотрудник Лаура Шинжина