Новости

Неизвестный художник Женский портрет 1632г. дерево, масло

 XVII век называют «Золотым веком голландской живописи». Никогда ещё в Европе не создавалось столько художественных произведений в различных жанрах. Самыми популярными из них были портрет, натюрморт, бытовой жанр. Такая невероятная вспышка художественного творчества была обусловлена политическими событиями, частично изменившими карту Европы, и выдвинувшими на передний план истории новое сословие бюргеров-протестантов.

    В результате победы Нидерландской буржуазной революции за независимость от Испанского господства, в 17 веке была образована Республика соединённых провинций, или Голландская республика.  Кальвинизм, широко распространившийся в Нидерландах, по-иному, в отличие от католической церкви, трактовал многие жизненные понятия и устанавливал совершенно иные ориентиры в искусстве. Теперь в произведениях живописцев главными сюжетами становились не библейские или античные герои и их деяния. На полотнах голландских мастеров жили простые обыватели, в их обычной обстановке. Интерьеры прописывались с особой тщательностью, детали обстановки обычной жизни принимали важное значение. Искусство протестантизма отвечало интересам буржуазии, и стало более практичным и земным.

   В XVII в. в маленькой Голландии работало свыше двух тысяч художников. Они поставили производство картин на поток, создавали полотна целыми партиями и сдавали их продавцам. Почти каждый мастер за неделю исполнял от двух до пяти композиций. Наряду с остальными жанрами, популярным становится портрет.

   В зале Западноевропейской живописи музея висит портрет дамы в чёрном, неизвестного нидерландского художника. Задачей мастера было скорее показать богатство дамы, нежели передать её внутренний мир и переживания. Художник тщательно прописывает детали одежды: рисунок ткани, переплетения кружев на манжетах, золотую кайму на носовом платке в руке дамы, складки брызжевого воротника. Он показывает модель в чёрном платье, явно желая подчеркнуть её состоятельность и статус. Массивная цепь свисает с пояса. К ней, возможно, крепились ключи, или кошелёк. Нейтральный фон не даёт зрителю повода для фантазии. Всё произведение подчинено идее умеренности и благопристойности.

   Художник не оставил потомкам имени дамы, зато указал дату создания произведения и точный её возраст. Слева вверху он написал Anno Domini 1632 (1632 год от Рождества Христова). Справа вверху другая запись — Aetatis Suae 51 (жития ей было51 год). С какой конкретно целью художник указал возраст женщины трудно сказать. Возможно, что это был посмертный портрет, или очередной портрет из серии регулярно заказываемых мастеру, который постоянно, из года в год обслуживал одну семью.

   Прошло без малого четыре столетия. Создавались и распадались государства, приходили и уходили правители, менялись ценности и идеалы, но все эти превращения прошли мимо солидной дамы, покойно и невозмутимо взирающей на вереницу людей, что подходят к её портрету, и идут дальше.

   Материал подготовила научный сотрудник Рекида Ирина.