Новости

   Сегодня расскажем о Владимире Аркадьевиче Филатове и его даре нашему музею.

   Об этом человеке в художественной среде Казахстана знают почти все: и художники, и искусствоведы, и кураторы выставок,  и просто любители изобразительного искусства.

   Большой энтузиаст и глубокий знаток художественной жизни Казахстана, искусствовед Владимир Филатов одним из первых в нашей стране в 1992 году открыл независимую картинную галерею современного искусства Тенгри Умай»((http://www.tu.kz/)  и сохранил ее по сегодняшний день. Яркие, интересные выставки, художественные проекты, концерты, спектакли – галерея стала местом притяжения творческой интеллигенции Алматы. Она  осуществляет партнерские проекты с немецким институтом международных связей, Британским Советом, Гете-институтом, Французским Альянсом;  активно сотрудничает с Государственным музеем искусств им. Кастеева, Национальной Академией искусств.

   Но есть еще одна сторона деятельности В. Филатова, может быть менее известная широкому кругу, но переоценить значение которой трудно. Одним словом, это деятельное желание поддерживать наших художников,  организация выставок, издание каталогов, приобретение их работ. Трудно так же переоценить тот энтузиазм, с которым он  находит и приобретает произведения уже ушедших мастеров, наследие которых  по каким-либо причинам остается полузабытым, или сегодня не признанным,  и передает их в дар музеям. Благодаря этим усилиям многие имена обретают свое заслуженное место в истории изобразительного искусства Казахстана, обретают свой дом.

   Так произошло с наследием Эдуарда Николаева (1937 – 1989). Это имя мало известно зрителю.  О его творчестве не написаны искусствоведческие труды, не изданы альбомы. Выброшенный на обочину жизни, незаметно почти для всех он жил и работал, существуя в своем непростом мире. Отвергнутый официальной системой Союза художников, он «ушел на дно», предпочитая бедствовать, но оставаться абсолютно свободным художником. Первым, кто оценил и обратил внимание на его творчество,  был Владимир Филатов.  В 1999 году он устраивает выставку произведений Эдуарда Николаева. Выставка оказалась первой и единственной в Казахстане. Более сорока произведений были приобретены В. Филатовым. Впоследствии  часть  работ художника его вдова, Елена Николаева, перевезла в Москву.  В 2000-х  годах усилиями друзей была организована небольшая выставка в Голландии. Наконец, в 2015 году в рамках выставочного проекта «Забытые имена»,  редакция журнала «Наше наследие» (Москва) представила ряд избранных произведений Эдуарда Николаева.

   В смутные восьмидесятые годы в искусстве Казахстана происходили невероятные для того времени события. Можно сегодня сказать, что это было время зарождения современного искусства. Художники начинают объединяться в независимые группы («Ночной трамвай «, «Зеленый треугольник», «Центр искусств» и чуть позже – «Кызыл Трактор»). Выставки этих групп, прошедшие в Алма – Ате в конце 80 — х годов, стали потрясением для многих. Это было совершенно новое искусство, искреннее, какое – то отчаянное и в формальных приемах, и в своих собственных проявлениях чувств. Но следов участия Э. Николаева ни в этих группах, ни в выставках мы не нашли. Он был затворником, одиночкой, и давно, можно сказать, всегда, шел своим путем. Если можно сказать о работах художника одним словом, то это слово будет – трагизм. Конечно, здесь свою сыграла роль непростая судьба, но главное, все же, чувство одиночества, которое сопровождало его, вероятно,  всю жизнь. Многие из нас, кому знакомо это чувство, найдут в работах Николаева свой собственный душевный отклик. Его композиции, заполненные до краев фигурами, предметами,  поражают невероятной экспрессией движения кисти, сопоставлением почти «враждующих» между собой цветовых отношений. Часто на ум приходит мастера немецкого экспрессионизма, либо кубизма… Но у Николаева это не заимствование приемов, это свое, собственное ощущение жизни.

   Он был одним из тех, кто жил и творил в эти времена в андеграунде. Его имя не должно  было быть забыто. Поэтому мы, Музей им. семьи Невзоровых, с огромной благодарностью в 2015 году приняли дар Владимира Аркадьевича Филатова, сохранившего и имя художника, и его произведения. Тридцать четыре произведения Эдуарда Николаева поступили в фонды музея, каждому из них присвоены все положенные регистрационные номера. С этого момента они будут храниться вечно.

Т. Стромская