Вечный подвиг — он вам по плечу.
Ваши руки бессонны и святы
Низко вам поклониться хочу,
Люди в белых халатах.
Великая Отечественная война… Кровавая и жестокая… Война, выигранная самоотверженным трудом наших предков, наших родных. Она унесла миллионы жизней, но неизмеримо больше было бы потерь, если бы не каждодневный подвиг героев в белых халатах. Простые врачи, заслуженные доктора, медсестры и санитары, чьих имен не сохранила история, но чей самоотверженный труд поднял на ноги тысячи раненых. Спасая жизни солдатам и офицерам, они часто подвергали опасности свои.
В фондах музея хранятся несколько портретов медицинских работников. Так вышло, что авторы почти всех работ — ветераны Великой Отечественной войны. Живописные портреты и наброски были выполнены в мирные годы, видимо художники, прошедшие войну, наиболее чутко понимали роль врачей в нашей жизни и считали своим долгом увековечить память о них на холстах и бумаге.
Одно из живописных полотен «Портрет А.А. Пестерева» 1980 года создания семипалатинского художника Григория Тимофеевича Шереметьева (1922-1997) представляет нам Анатолия Александровича Пестерева, уважаемого в нашем городе доктора-уролога, кандидата медицинских наук, доцента. Он работал на кафедре хирургии № 2 (факультетская хирургия) и на курсе урологии хирургической клиники города Семипалатинска, заведовал кафедрой курса урологии Семипалатинского мединститута (1981-1994). Задумчивый, сосредоточенный, немного усталый — таким его изобразил автор. Художником создан образ сильного, умного, интеллигентного, любящего свою профессию человека.
В работах одного из старейших художников нашего города Михаила Михайловича Беляева (1925 — 2007), участника Великой Отечественной войны, мы встречаем зарисовки из больниц и поликлиник. К сожалению, имена врачей и медсестер не указаны, работы датируются 1950-ми и 1990-ми годами. Легкими, порой небрежными, но уверенными линиями Беляев набрасывает фигуры медсестер в минуту отдыха или работы.
Казахстанского художника, ветерана Великой Отечественной войны Николая Алексеевича Наседкина (1918-1991), как и многих других, судьба забросила в Казахстан, хотя родом он был из Харькова. Для его творчества характерна военно-патриотическая тематика. Среди многих произведений автора в собрании музея особого внимания заслуживает образ безымянной девушки в рисунке «Медсестра». Силуэт модели изящен и тонок. Никаких лишних линий, только четкое очерчивание пастелью фигуры сидящей девушки и абрис головы, повернутой вправо от зрителя. Вероятно, художник уловил и портретное сходство, настолько четко и уверенно проработаны черты ее лица.
Интересна история «Портрета Владимира Михайловича Павлова» 1926 года кисти Николая Павловича Шлеина (1873 — 1956). Портрет был подарен внучкой врача в коллекцию музея в 2002 году. Надежда Владимировна Павлова уже много лет является другом музея и завсегдатаем выставок. В результате исследования произведения выяснилось, что Владимир Михайлович Павлов родился в 1870 году в городе Костроме в семье купцов первой гильдии. Он окончил медицинский факультет Московского университета и был направлен на работу в Семипалатинск. Всю свою жизнь и врачебную практику он связал с нашим городом. В Семипалатинске был широко известным и уважаемым человеком, бескорыстным и преданным своему делу врачом-профессионалом. Дом Павловых на пересечении улиц Красноармейской и проспекта Комсомола знали многие. Сюда приходили горожане, ехали на верблюдах и лошадях из других городов и аулов нашего края. Это было место, где собирались единомышленники, друзья и коллеги.
Автор портрета — костромской художник Николай Павлович Шлеин. Воспитанник Московского училища живописи и Петербургской Академии художеств, он учился у таких прославленных русских художников как И. Прянишников, В. Поленов, В. Серов и В. Маковский. И хотя, после блестящего окончания академии, художник имел возможность остаться в ней преподавать, Шлеин возвращается в Кострому, где открывает частную художественную студию, считавшуюся одной из ведущих школ России. Позже она была преобразована в Костромское художественное училище.
Архивные документы доказали, что доктор Павлов прекрасно знал семью Шлеиных, вел с ними переписку. Возможно, будучи уроженцами Костромы, они учились в одной гимназии или жили по соседству. Создание портрета, вероятно, также состоялось в Костроме, куда доктор приезжал навестить родственников и друзей.
Еще один автор, представивший нам образ врача – это художник, знакомый старшему поколению как автор портретов Ленина — Верейский Георгий Семенович (1886 — 1962). Известный советский график и живописец, народный художник РСФСР, один из ведущих художников ленинградской пейзажной школы, в годы войны участвовал в работе объединения «Боевой карандаш», занимавшегося выпуском агитплакатов и сатирических рисунков.
Георгий Верейский — мастер графического портрета, отличающегося точностью характеристики модели, подчёркнутой твёрдостью рисунка — «Портрет врача Л.А. Богомаз» (1958). Словно перед самим зрителем, сложив перед собой руки, сидит немолодая женщина в халате и белой шапочке. Округлое лицо, добрые, слегка уставшие глаза, почти «джокондовская» полуулыбка. Вероятнее всего, на портрете изображена участница войны, ленинградский врач, капитан медслужбы Людмила Александровна Богомаз. С начала войны она работала младшим врачом полка. Во время блокады Ленинграда под непрерывным огнем противника оказывала медицинскую помощь раненым бойцам на передовой. За геройскую службу Людмила Александровна была награждена многочисленными медалями и орденами.
На протяжении многих веков профессия врача требовала бескорыстной самоотдачи и жертвенности, качествах порой неоцененных. И сегодня, отдавая дань памяти героям Великой Отечественной, мы призываем помнить и о молчаливом подвиге современных медицинских работников — сегодняшних «бойцов невидимого фронта».
Материал подготовила научный сотрудник музея Анна Шевцова.