Глубокий взор вперив на камень,
Художник нимфу в нем прозрел,
И пробежал по жилам пламень,
И к ней он сердцем полетел.
Но, бесконечно вожделенный,
Уже он властвует собой:
Неторопливый, постепенный
Резец с богини сокровенной
Кору снимает за корой…
…Эти строчки из стихотворения Евгения Баратынского как нельзя лучше характеризируют метод работы в живописи самого лиричного русского авангардиста XX века Роберта Рафаиловича Фалька. Именно так он писал: медленно, вдумчиво, мазок за мазком…
В фондах музея хранится двадцать пять произведений мастера, большая часть которых была приобретена у вдовы – искусствоведа Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой, тщательно собиравшей и систематизировавшей наследие мужа. Именно ее усилиями были организованы три посмертные персональные выставки Фалька — в Ереване, Москве и Государственном Русском музее в 1993 году.
Родился художник в 1886 году в обеспеченной московской семье юриста и шахматиста Рафаила Александровича и его супруги Марии Борисовны. Юного Фалька с детства привлекали музыка и рисование, он посещал частную студию живописи Юона и Дудина, потом обучался в художественной школе Машкова, которую в качестве учеников или преподавателей посещали многие авангардисты, а после поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на курс к Серову и Коровину.
В поисках собственного метода художник прошел очень долгий мучительный путь. В 1900-е годы Фальк, ученик московского училища, ищет, овладевает мастерством, проявляя себя импрессионистом, стремится к непосредственному восприятию природы. Но уже с начала 1910-х годов, с момента вступления его во вновь созданное общество «Бубновый валет», постепенно складывается истинный Фальк, преобразующий уроки сезаннизма и кубизма для «собственного постижения натуры».
Первые годы советской власти принесли Роберту Фальку признание и известность. Он много преподавал, был одним из организаторов Государственных свободных художественных мастерских, деканом живописного факультета Вхутемаса-Вхутеина, участвовал в выставках «Бубнового валета», «Общества московских художников», Ассоциации художников революционной России», заработал репутацию яркого театрального художника, оформив для Государственного еврейского театра спектакли «Ночь на старом рынке» и «Путешествие Вениамина III».
Большая часть музейной коллекции относится именно к этому периоду мастера. В основном это графические эскизы-варианты к его известным живописным картинам 1920-х годов — «Женщина в белой повязке» (1923), «Женщина в красном лифе» (1922), «Красная мебель» (1920), «Автопортрет с женой» (Р.В. Идельсон, 1923), «Нищий» (1924), «Девушка, примеряющая шляпку» (1936). Именно тогда в его искусстве стали проявляются типично фальковские черты – оно стало сложнее и тоньше, более суровым и сосредоточенным. Исчезли кубистические сдвиги. Образы картин, пронизанные суровым живописным «рембрандтовским» драматизмом, стали более философичными, все более погруженными в себя. Поверхности холстов постепенно наполнялись сложным, как бы вибрирующим подвижным цветом. Художник ищет целостную, насыщенную цветом и светом среду, обволакивающую людей и предметы, тяготеет к гармоничности и завершенной ясности пластического решения.
Лучшие качества этого периода находят свое развитие в творчестве последующих десятилетий. В эти годы как никогда раскрылась лирическая природа дарования Фалька. В 1928 году, на долгие девять лет Фальк едет в Париж, ежегодно выставляется в Осеннем Салоне, в Салоне Независимых. После возвращения в 1937-м он чудом избегает ареста и едет в Среднюю Азию, Башкирию, Самарканд. Там же, в эвакуации преподает в Самаркандском художественном училище, а в послевоенные годы совершат ряд поездок в Молдавию, Крым, Прибалтику. Картина «Обнаженная» музейного собрания и ряд графических зарисовок «Индус в белом» (1930-1931), «Городской пейзаж» (1930-е), «Женский портрет» (1934), «Портрет сына, Валерия Фалька» (1941), «Черкешенка (Рита Кушнарьянц, 1948) — примеры парижского и московского периодов творчества.
За эти годы постепенно выкристаллизовывается творческая манера художника. Фальк все последовательнее идет к густоте и сложности живописной фактуры. Портретная живопись последних десятилетий – яркий пример фальковского «пластического психологизма», в котором посредством данных живописцу выразительных средств раскрывается духовная сущность человеческого образа.
В послевоенные годы, фактически отторгнутый официальным искусством, он продолжает работать в своей мансарде в центре Москвы (дом Перцова). По сути, в поздние годы мастер перешел в сферу «неофициального искусства», став вдохновителем тихой художественной оппозиции. «Вечера у Фалька», собиравшие кружок либеральной творческой интеллигенции, вписались в летопись «оттепельной» Москвы немаловажной строкой.
…Роберт Рафаилович Фальк умер 1 октября 1958 года, немного не дожив до 72 лет. На прощании с Фальком Илья Эренбург предсказал, что вскоре наступит то время, когда музеи будут спорить из-за картин Фалька. И такое время наступило. Фальк — это уже классика…
Буркитова Гульнар