7 мая 2020 года исполнилось 90 лет со дня рождения одного из талантливых художников-графиков Казахстана — Евгения Матвеевича Сидоркина. Музею имени семьи Невзоровых повезло иметь в своих фондах его работы.
Родом из Кировской области, он учился в Казанском художественном училище и в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. На Графическом факультете, который окончил художник, преподавали такие крупные мастера, как Ю.Н. Непринцев, М.А. Таранов, А.Ф. Пахомов.
В 1958 году он, вместе со своей женой, Гульфайрус Исмаиловой, приезжает в Алма-Ату и остается в Казахстане навсегда. Еще при жизни он был широко известен как в Советском Союзе, так и за рубежом. Об этом говорят его победы: медали и дипломы Международных выставок в Кракове, Лейпциге, Будапеште, Ленинграде, Москве. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. Кастеева, а так же в национальных картинных галереях и музеях Варшавы, Гаваны, Лейпцига, Багдада, Скопле, Бель Иль.
Евгений Сидоркин очень ярко проявил себя как иллюстратор произведений не только мировой, но и казахской литературы, казахского устного народного творчества. При этом особо следует подчеркнуть, что здесь художник нашел свою тему. Самобытная культура и оригинальное народное творчество казахского народа, его вековые национальные традиции оказались близки Сидоркину, послужили для него тем благодатным материалом, на основе которых расцвела самобытность его творчества, его фантазия.
Среди работ фонда выделяются станковые графические листы к эпосу «Кыз-Жибек» в технике литографии. Романтическая история любви Тулегена и Жибек, воспетая безвестным сказителем акыном, разворачивается на фоне бесконечных подробностей быта казахов, живших в XVII веке. Она изобилует сценами кочевой жизни и описанием нешуточных страстей: любви и преданности, предательства и вероломства, ярости и ненависти к врагам.
Все это находит у Сидоркина воплощение в чеканной пластике почти барельефных форм, в кипении коричневато — охристой красочной гаммы, то загорающейся золотистым на свету, то почти черной в тенях, что еще больше усиливает ощущение драмы. Изобразительные плоскости он заполняет персонажами, участниками событий, в центре располагая главных героев сцены.
Техника литографии, с ее способностью к мягким тональным переходам, позволила художнику передать и материальную осязаемость, и общий дух эпохи, так великолепно воссозданный в одном из замечательных памятников устного литературного творчества казахского народа.
Евгений Сидоркин много и интересно работал в жанре портрета. Собранию музея принадлежат произведения в технике авторского рисунка карандашом, углем и пастелью. Это серия «Ветераны войны и труда»: «Портрет матери», «Турсун-аже», «Портрет столяра», а так же девичьи образы: «Портрет Дильбары» и «Портрет балерины». Каждый из них отличает виртуозное мастерство исполнения и тонкость передачи психологической характеристики.
Творчество Е.М. Сидоркина признано одной из ярчайших страниц казахстанского графического искусства.
Материал подготовила научный сотрудник А. Шевцова