Новости

   В одном из залов музея висит очаровательный портрет милой молодой девушки, исполненный неизвестным французским живописцем – вероятно представителем салонного искусства.

   В середине XIX века во Франции особую популярность приобретает салонный портрет. Опираясь на нормы академизма и позднего классицизма, салонное искусство формирует особенные, свойственные ему черты, такие, как импозантность в подачи модели, формальная завершённость, патетика и идеализм образов. Это консервативно-академическое направление  получило своё название от одной из самых  престижных выставок Франции, регулярной экспозиции парижской Академии изящных искусств, которая в 1673 году была открыта в Квадратном салоне Лувра. Первая выставка состоялась по приказу короля Людовика XIV гораздо раньше, в 1667 году, когда король обязал парижскую Академию выставлять на суд зрителей работы своих членов. Расцвет Салонного искусства приходится на время правления императора Наполеона III (1852 – 1870). Признанными его мастерами считались такие живописцы, как Т. Кутюр, А. Бурго,  Э. Дюбюф, Ф.-К. Винтерхальтер. Последний был придворным художником короля Франции, Луи-Филиппа. Каждый художник, сохраняя приверженность строгим академическим принципам, отличался, тем не менее, особым почерком и манерой, вкладывал в изображение собственное понимание модели, при этом зачастую в авторский замысел художника вмешивалось желание заказчика.

   Портреты,  прежде чем попасть в дом заказчика, экспонировались в Салоне. Вероятно, на одной из таких выставок побывал и портрет незнакомки музейного собрания. Струящиеся плавные линии лица и шеи девушки создают ощущение особой мягкости. Чистый, глубокий взгляд веет спокойствием и добротой, а лёгкая, едва тронувшая губы улыбка приветливо и непринуждённо встречает зрителя. Тёмный фон,  мягкий свет, поднимающийся из-за спины, создают атмосферу интимности и уединённости. И невольно вспоминаются строки влюблённого гения:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как божество, как вдохновенье,

Как гений чистой красоты.

   Научный сотрудник Ирина Рекида.