В собрании музея имени семьи Невзоровых хранятся работы одного из ярких представителей советской казахстанской графики, заслуженного деятеля искусства Казахстана, участника ВОВ — Константина Яковлевича Баранова (1910-1985). Более ста работ были подарены музею Лягаевой М.И., вдовой художника. Среди них листы, представляющие почти все десятилетия его творческой деятельности, выполненные в традиционных для художника техниках: линогравюра и литография.
Родился художник в селе Большое Козино Нижегородской губернии. Художественное образование получил в Иркутском художественном училище, директором и преподавателем которого был И.Л. Копылов, оказавший влияние на будущего художника. По совету учителя Баранов серьезно изучал прикладное искусство народностей Сибири и Севера. С этой целью во время летних каникул 1929 года Баранов совершает свое первое большое путешествие по сибирской реке Оби, до самой Обской губы – туда и обратно. Многочисленные зарисовки в альбоме, сделанные во время длительных остановок в пути, внесут в его последующие работы на темы северного края свежесть живых, непосредственных наблюдений художника.
К окончанию срока учебы Константина Баранова все больше увлекает работа художника-иллюстратора, оформителя книги, это и стало его специализацией. После окончания училища Баранов переезжает в Новосибирск, так как этот город все больше принимал статус крупнейшего центра науки и культуры всей Западной Сибири. В судьбе Константина Яковлевича приняли участие новосибирские художники, при их содействии он стал сотрудничать в молодежном журнале «Товарищ», после чего его пригласили редакции журналов «Сибирские огни», «Охотник и рыбак Сибири» и другие. Менее чем за пять лет на страницах этих журналов появились иллюстрации Баранова к произведениям «Джунгарские ворота» и «Страна степей» В. Зверева, «Северные сказки» в литературной версии М.Ошарова, «Год во льдах» А. Кравкова, К последним произведениям относятся листы музейного собрания: «Беседа охотников» 1931, «Портрет летчика Б.Г.Чухновского» 1935, «Амундсен» и «Академик Визе» 1936.
Дважды Баранов посетил Москву, что принесло ему множество творческих знакомств, и обогатило знаниями и умениями в тех видах печатной графики, где у него почти не было опыта: офорте и литографии.
Творческая деятельность Константина Яковлевича в сибирский период продолжалась около 10 лет, которые стали прологом к казахстанскому периоду, который длился более сорока лет.
В 1940 году, когда Константин Баранов приехал из Новосибирска в Алма-Ату, незадолго до того сформировавшийся республиканский Союз художников в основном состоял из художников-графиков. Тем не менее, ему удалось внести свою собственную лепту в общую деятельность этого творческого коллектива республики.
С первых же дней приезда в Алма-Ату, Константин Баранов знакомится с местными художниками – Г.А. Брыловым, Х.К. Ходжиковым, А. Исмаиловым, которые кроме работы в издательствах, знакомят его с задачами творческого коллектива Союза художников Казахстана.
До начала Великой Отечественной Войны и своего призыва на фронт в сентябре 1941 года Баранов полтора года проработал в Казахском государственном издательстве, в редакциях журналов «Литература и искусство Казахстана», «Пионер». Самой значительной работой художника в предвоенное время были иллюстрации к сборнику казахского эпоса «Легенды любви», для чего художник полностью погрузился в историко-этнографический материал и современное казахское народное прикладное искусство.
Первые же результаты работы над сказками и эпосом создали художнику прочно установившуюся репутацию талантливого, фактически ведущего мастера книжной графики Казахстана. Баранов много и увлеченно работает над иллюстрациями к произведениям современных писателей Казахстана, а также русской, советской и зарубежной классики.
После демобилизации в 1946 году Баранов возвращается в Алма-Ату и продолжает работу в тех же издательствах. В два послевоенных десятилетия его роль в общественной деятельности художественого коллектива республики становится очень активной. Он неоднократно избирается членом правления Союза художников Казахстана, художественного фонда Казахской ССР, заместителем секретаря парторганизации. С 1948 по 1961 год его избирают председателем Союза художников Казахстана. Но общественная деятельность, нисколько не снижает интенсивности его творческой работы в станковой и книжной графике.
Послевоенное творчество было очень плодотворным. Это оформление и иллюстрирование книг А.Сарсенбаева, Г.Мустафина, М.Зверева, С.Муканова. «Истории Казахской ССР» (первые два тома).
Серии гравюр музейного фонда «Алмаатинские яблоки», «Металлурги Казахстана», «Рыбачки Балхаша»,— уже по одним лишь этим названиям можно судить об обширной географии творческих изысканий художника, охватывающей едва ли не половину территории Казахстана.
Нельзя не отметить листы из собрания музея, в которых Баранов изображает классиков казахской литературы: «Портрет Абая» 1971 и «Портрет Джамбула» 1973. Они отмечены живостью и мастерством исполнения.
Важной частью творчества Константина Баранова, которой он сам всегда придавал большое значение и относился к ней с исключительным вниманием и добросовестностью, является его работа для детей, будь то иллюстрации к сказкам в книжной графике или же станковые произведения сказочного содержания. В собрании музея широко представлена сказочная тема: цветные литографии «Волк и Лиса» 1960, «Лиса и колобок» 1978, «Белки и мухомор» 1982, «Кот в сапогах» 1983 и др.
Уже в первый год пребывания в Алма-Ате он продемонстрировал свои работы на первой персональной выставке. В рамках казахстанских экспозиций произведения Баранова неоднократно демонстрировались в Москве, Ленинграде, столичных и других городах республик, а также за рубежом.
Самое крупное собрание произведений Константина Баранова принадлежит Государственному музею искусств им. А. Кастеева в Алматы, а также хранится в музеях Павлодара, Караганды и др.