Новости

   Вечер. По пустынными улицам полуразрушенного города бегут солдаты. В центре композиции возвышается фигура бойца – почти юноши — с алым стягом в руках. Сильные пальцы крепко сжимают древко. На фоне сине-зеленых темных силуэтов зданий алое знамя полыхает словно кровь. На нем золотом выбиты цифры: 674.… Тревожно синеет небо. В отблесках артиллеристских взрывов светятся пустые переулки. От картины исходит ощущение тревоги и особой торжественности.

Таким увидел героя Великой Отечественной войны Рахимжана Кошкарбаева художник Айтымбай Молдабеков. Судьба этого человека во многом повторила судьбу человека с картины. Как и Кошкарбаев он рано осиротел, воевал на фронтах войны. Как и Рахимжан, стойко перенес годы незаслуженного забвения, несправедливости…

Родился художник в 1924 году в Акмолинске. В четырехлетнем возрасте попал в приют. Позже брат перевез Айтымбая в Алма-Ату, откуда в феврале 41-го года он был призван в ряды Советской армии. Воевал на украинском фронте, был помощником командира взвода. В 1944-м ранен в ногу. Войну закончил в звании старшего сержанта, был награждён медалями и орденами.

После окончания Казахского театрально-художественного училища (где впоследствии и преподавал) Молдабеков работал в алма-атинском ГАТОБе, оформил более 20 постановок, был одним из первых профессиональных театральных художников. Прекрасный педагог и монументалист, он также занимался организацией работы Дирекции художественных выставок и проектирования памятников, осуществлял закуп произведений искусств у художников Казахстана и СССР для пополнения Художественного фонда Казахстана.

Начиная с 1950-х годов, Молдабеков проводил интересные и глубокие исследования в области психологии восприятия цвета. Работая над обогащением колорита, стремился к цветовой значимости своих произведений, к эмоциональному воздействию их на зрителя.

Картины художника «почти всегда выходили за пределы узконационального искусства. Его герои интернациональны, их идеи общечеловечны». Это широкий взгляд автора на своё поколение. «Мы всегда были в строю» — вспоминал Молдабеков, комментируя свои произведения, как самовыражение чувств своих сверстников. «Мы понимали, за что идем в бой. Мое поколение и теперь в строю». Этот посыл мы видим и в работе музейного собрания «Подвиг лейтенанта Рахимжана Кошкарбаева» 1975 года создания.

Народного героя Рахимжана Кошкарбаева после войны хорошо знали в Казахстане — уважали, любили. Было известно, что в тринадцать он остался круглым сиротой, оказался в детдоме, а после седьмого класса поступил в фабрично-заводское училище. Когда началась война, шестнадцатилетний паренёк стал проситься в Красную армию, но попал туда только в августе 1942-го, и не на фронт, а в стрелковый полк в Кокчетаве, и позже в Тамбовское пехотное училище. Лишь в октябре 1944-го младший лейтенант Кошкарбаев, с отличием окончив училище, отправился на передовую. Однополчанам запомнилось, как в одном из первых же боёв он увидел и, не дожидаясь приказа, вывел из зоны обстрела молодого ординарца. Комбат пожурил молодого лейтенанта, но оценил его бесстрашие.

В апреле 1945 года, когда перед советскими Вооруженными силами стояла главная задача — взять Берлин, одной из первых к его стенам подошла и легендарная 150-я Идрицкая, ордена Кутузова 2-й степени стрелковая дивизии. Взвод лейтенанта Рахимжана Кошкарбаева, ломая ожесточённое сопротивление врага, первым стал форсировать реку Шпрее. До Рейхстага оставалось всего 500 метров… «На площади и во всем районе вокруг Рейхстага стоял страшный грохот от одновременных разрывов множества снарядов и мин. Горело все, что могло гореть. От дыма и пыли солдатам казалось, что наступили сумерки, хотя на самом деле был солнечный день».

В тот памятный день 30 апреля 1945 года, лучшие воины 150-й стрелковой дивизии лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов водрузили знамя победы на фасаде Рейхстага. «…Целый день, ползком, мелкими перебежками солдаты приближались к стене. Вот она — долгожданная стена… Кошкарбаев и Булатов водрузили знамя дивизии на стене и вернулись назад». За отличие при взятии Рейхстага лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов были награждены орденом Красного знамени. А в мае 1999-го  Указом Президента Кашкарбаеву посмертно присвоена высшая степень отличия — звание «Народный Герой Казахстана».