Архип Иванович Куинджи был одним из самых необычных пейзажистов второй половины XIX века, его называли «художником света». Родился он в Мариуполе в 1842 году в семье бедного сапожника Ивана Христофоровича – грека по происхождению. Отца называли еменджи (с турецкого – «трудовой человек»), а вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника.
Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику, поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холста будущий пейзажист использовал все, что было под рукой: забор, стена, обрывок бумаги и т.д.
Знакомые, заметив способности молодого человека, посоветуют ему пойти в ученики к именитому маринисту Ивану Айвазовскому. После непродолжительного обучения у мэтра, будущий художник отправился в Санкт-Петербург, два года подряд пытался поступить в Академию художеств, и оба раза неудачно. После второго поражения Куинджи написал картину «Татарская сакля» и представил ее на Академической выставке. Молодому человеку сразу же предложили звание внеклассного художника, но, отказавшись, он попросился в Академию вольнослушателем. Так в 1868 году Куинджи становится студентом Академии.
Начиная с 1870-х годов в творчестве Куинджи начинается «романтический период». В это время мастер находится в активном творческом поиске, ездит по стране, часто бывает на острове Валааме, где создает несколько очень известных впоследствии работ. В этот период работы Куинджи часто экспонируются на международных выставках. С 1875 года он становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. На протяжении нескольких лет руководил пейзажным классом в Академии художеств. Вносит огромный вклад в развитие пейзажной живописи, воспитывает плеяду выдающихся учеников.
В 1879 году поняв, что для него важнее не истолковывать жизнь, а радоваться ей, мастер распрощался с идеями передвижничества. А уже в следующем, 1980-м, устроил выставку одной картины — «Лунная ночь на берегу Днепра», которая стала сосредоточием внимания публики. В темной комнате, куда не проникал ни один луч света, в центре зала находилась лишь одна картина, освещенная электрическим фонарем. При таком загадочном антураже зрителям казалось, что луна на полотне действительно светится. «Виной» тому была невероятно точная передача световых потоков, а может, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему.
Подобный эффект «свечения» художник использовал и в картине музейного собрания «Вечер. Закат солнца над Днепром», где перед зрителем открывается панорама необъятного небесно-водного пространства. Впечатляет тонко разработанный колорит, основанный на сочетаниях темных охристо-зеленоватых оттенков. Мастерски преображая цвет в свечение луны, художник показал сложное состояние в природе – вечернее, почти ночное освещение.
После шумного успеха выставки Куинджи почти на двадцать лет стал затворником, добровольно прекратил участие в художественных выставках и работал исключительно для себя. Главным оценщиком его произведений была его любимая супруга, которая всегда поддерживала мужа.
В отличие от многих известных художников, Куинджи стал признан и любим еще при жизни. С каждым годом картины мастера повышались в цене, но все сбережения уходили на поддержку молодых художников и в помощь малоимущим. Куинджи ушел из жизни в июле 1910 года. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки молодых художников.
Материал подготовила Абешова Жанар.