ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАКТИКИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И ЧАСТНОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И БЫТОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ Ю.В. НЕВЗОРОВА).
Аннотация. Работа раскрывает взаимосвязи практики музейного дела и частного коллекционирования на примере истории создания и бытования коллекции Ю.В. Невзорова. Актуальность темы определяется интересом к проблемам истолкования возникновения коллекций и коллекционеров, их взаимоотношения с музеями. Тема интересна для культурологов, историков, искусствоведов, психологов.
Проблема частного коллекционирования в Казахстане мало изучена. Теоретическая значимость темы тесно связано с актуализацией меценатства, в рассмотрении ее в связи с проблемами развития музейного дела, исторического краеведения.
Цель данной работы показать взаимосвязь практики музейного дела и частного коллекционирования. Практическая значимость данной работы в том, что материал можно использовать при исследовании истории музея, края.
Благодаря Ю.В. Невзорову музей искусств города Семей имеет значительное по именам и произведениям собрание картин. В совокупности с обширным фондом Казахстана он ныне является одним из значительных музеев в Республике.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает более 5000 экспонатов.
Впереди нас ждет огромная работа по исследованию не только коллекции Невзоровых, но изучению и исследованию авторов и экспонатов в фондах в целом.
INTERRELATION BETWEEN MUSEUM WORK AND PRIVATE COLLECTING THROUGH THE EXAMPLE OF THE ORIGIN AND EXISTENCE OF THE COLLECTION OF YULY NEVZOROV.
Annotation. This work reveals the problem of interrelation between museum work and private collecting through the example of the origin and existence of the collection of Yuly Nevzorov.
The significance of the question comes from the problem of interpretation of collection origins and collectors themselves and their interrelations with the museums. The subject could be interesting for culture experts, historians, fine art experts, psychologists.
The problem of private collecting in Kazakhstan is poorly understood. The theoretical significance of the theme is connected with actualization of art patronage and its relation to problem of developing of museum work and regional studies through history.
The work objective is to show interrelation between museum work and private collecting. The article can be used for the museum and regional study.
Thanks to Yuly Nevzorov the Art Museum in Semey town possess a collection full of significant names and art works. In the aggregate with the vast Kazakhstani pool of art objects the Museum is now one of the most important museums in Republic.
Today the museum collection includes more than 5000 exhibits. Ahead of us is a big research work to study not only the Nevzorov collection itself but also the whole amount of art objects and its authors, kept in the museum.
Ключевые слова: коллекционер, Невзоров Ю., история, музей, изобразительное искусство, культура.
Key words: collector, Nevzorov Y., history, museum, decorative art, culture.
Халитова Ильвира Ахметжановна. Казахстан. г.Семей
ВКО музей искусств имени семьи Невзоровых, научный сотрудник
Khalitiva Ilvira Akhmetzhanovna
Research fellow.
East Kazakhstan Regional Museum of Visual Arts Named after the Nevzorov Family.
Kazakhstan
Semey
Один из древних городов Казахстана, Семипалатинск имеет богатую историю и традиции. Здесь много музеев и исторических комплексов.
Благодаря выгодному географическому положению в Семипалатинске сходились караванные пути из Монголии и Китая в Россию, из Сибири в Среднюю Азию. Так город стал частью Шелкового пути.
Город основан в начале ХVIII в. Дворянин, царский воевода Василий Чередов вначале построил Колбасинскую крепость (165 верст ниже нашего города), а в 1718 году он с отрядом поднялся выше по Иртышу и основал Семипалатинскую крепость ниже развалин Семи палат, то есть, семи зданий, которые были в прошлом ламаистким монастырем джунгар, известным под названием «Зордшинкит» (Доржинкит).
История города связана с именами таких гениев, как Ф. Достоевский и А. Кунанбаев. После Омской каторги Федор Михайлович Достоевский зачислен рядовым в Сибирский седьмой линейный батальон, который находился в Семипалатинске. “Выйдя из моей грустной каторги, я со счастьем и надеждой приехал сюда…Надежды у меня было много. Я хотел жить…”,- писал Федор Михайлович. В Семипалатинске Достоевский встречался с географом и исследователем П. Семеновым-Тянь-Шанским, казахским ученым, историком и просветителем Ч. Валихановым. До наших дней в городе сохранился дом, в котором Ф. Достоевский с женой М. Исаевой снимали квартиру с 1857 по 1859 гг. В Семипалатинске Федор Михайлович написал две повести: «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».
С городом связано имя казахского поэта, композитора, просветителя, мыслителя, общественного деятеля, основоположника казахской письменной литературы и её первого классика Абая Кунанбаева. С 1940 года в городе работает музей поэта, где экспонируются архивные документы, рукописное наследие философа, фотографии, редкие книги, этнографические экспонаты, личные вещи Абая, в 1885 году переданные поэтом в краеведческий музей города.
Семипалатинск всегда притягивал интересных личностей и талантливых людей. В 1923 году после окончания медицинского факультета Томского Университета в Семипалатинск приезжает Василий Сергеевич Бобов. Он был организатором и главным врачом первого в Казахстане физиотерапевтического института, затем первым директором Семипалатинского медицинского института. В здании физиотерапевтического института висели картины, привезенные В. Бобовым из России. Одна картина из его коллекции в наши дни представлена в залах музея искусств имени семьи Невзоровых. Это полотно принадлежит кисти Ю. Клевера (1850-1924). Композиция «Пейзаж» — первая работа в собрании музея среди произведений ХIХ века. Вторая работа Юлия Клевера «Зимний пейзаж», так же из коллекции музея была приобретена жителем Семипалтинска Ф. Листаркиным в московском антикварном магазине на Арбате в 1955 году.
В городе находили приют переселенцы и политические ссыльные (С. Гросс, Н. Долгополов, Е. Михаэлис, А. Леонтьев, Г. Серебрякова и др.). Это была интеллигенция, принесшая с собой культуру и образование. Некоторые из них смогли привезти с собой картины или антикварные предметы, сохранившаяся часть которых в дальнейшем вошла в коллекцию музеев.
Русская советская писательница Г. Серебрякова (1905-1980) в 1937 году вслед за мужем была арестована и выслана в Семипалатинск. С собой ее семья привезла одну картину. Это произведение А. Головина. Полотно позже отдали семипалатинскому врачу С. Тихомирову, как благодарность за лечение Галины Серебряковой. В 1994 году музею искусств имени семьи Невзоровых сыном С. Тихомирова, Валерием Семеновичем была предложена данная работа. Сейчас это картина представлена в экспозиционном зале музея.
Собирательство разного рода коллекций, в том числе и картин, было весьма распространено в среде купечества. Дореволюционный период с Кузнецовского фарфорового завода семипалатинский купец Мухамет-Вали Хамитов выписывал разную посуду и изделия. Приобретая у купца фарфоровые статуэтки, фаянсовые декоративные столы и табуреты, супруги Матяш оставили наследство своей дочери Галине Бобылевой. В 1990 году Галина Степановна статуэтки и другие предметы предложила в фонды музея, которые мы бережно храним. В коллекции музея искусств имени семьи Невзоровых есть и фарфоровое блюдо (китайский фарфор) из частной коллекции семьи Акерман.
Все выше описанные истории вряд ли можно отнести к собраниям. Они не послужили началом большого или малого музея. Это не систематические коллекции, а предметы искусства, собранные владельцами с целью украшения интерьера. Характер их собирательства во многом был связан с личными эстетическими переживаниями. Но за ними заслуга спасения, сохранения произведений искусств. Таких людей было немало в городе. В конце ХIX — начале ХХ века в Семипалатинске жили братья Белослюдовы, которые внесли огромный вклад в развитие культуры и изучения краеведения. Они открыли свой музей, где хранились экспонаты, связанные с историей края, в том числе и живопись. Один из братьев, Виктор Белослюдов, выпускник Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища. Во время учебы он принял участие в увеличении рисунка В. Васнецова «Георгий Победоносец» для украшения фронтона Третьяковской галереи. По приглашению художника К. Степанова Виктор Николаевич совместно с Ивановым С. участвовал в росписи Чудова монастыря. После окончания учебы он возвращается домой, в Семипалатинск. Активно участвует в выставках, а также сам организовывает многие выставки в нашем городе, куда приезжали художники из Москвы, Барнаула, Казани, Омска, Томска и из других городов России. И, возможно, эти мастера оставляли свои произведения на память, таким образом, и пополнялась их коллекция. Братья Белослюдовы свою коллекцию живописи, посуды, фольклора собирали не столько для себя, сколько с ориентацией на общественность. Музей, открытый Белослюдовыми, специалисты называли жемчужиной среди провинциальных музеев. К огромному сожалению, судьба коллекции музея нам неизвестна. Некоторые экспонаты были переданы в краеведческий музей города Семипалатинска, некоторые хранятся в краевом музее города Владивосток.
Взаимосвязь практики музейного дела и частного коллекционирования мы будем рассматривать так же на примере деятельности музея и истории создания, бытования коллекции Ю. Невзорова.
Музей был открыт в 1984 году, как научно-художественный отдел Областного историко-краеведческого музея. Тогда город назывался Семипалатинск, 21 июня 2007 года Семипалатинск был переименован в город Семей. С первых же дней научный состав художественного отдела начинает вести активную работу по комплектованию фондов. Нужно отметить, что в фондах не было ни одной картины. Это было время, когда создание и открытие новых учреждений культуры временно приостановили, разрешалось лишь расширить уже имеющиеся. Для нахождения и приобретения произведений изобразительного искусства специалисты художественного отдела не один раз ездили в командировку в Москву, Ленинград и Алма-Ату. Посещение мастерских художников, знакомство с вдовами и родственниками давали надежду на приобретение картин. В ходе встреч, знакомств, бесед и переговоров от вдов художников А. Дроздова, Л. Леонтьева, К. Баранова, Н. Яковлева, В. Христолюбова, Р. Фалька, В. Фаворского поступили живописные и графические композиции.
Приобретались работы в букинистических магазинах, художественных салонах-магазинах города Москвы, в объединении «Московская палитра». В комплектовании фондов большую роль сыграла передача из передвижной мастерской-выставки Министерства культуры Армянской ССР, от Дирекции художественных выставок Министерства Культуры КазССР. Коллекция музея развивалась, пополнялась произведениями художников и других советских республик. Последовали большие передачи произведений советских художников из запасников Министерства культуры СССР, Всесоюзного художественно-промышленного комбината им. Вучетича, Художественного фонда России и Казахстана. Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, передал в дар около 200 произведений графики. Таким образом, в музее появились работы А. Боголюбова, Л. Туржанского, Н. Касаткина, В. Бакшеева, П. Кончаловского, А. Бенуа-Конского, А. Мещерского, В. Лебедева и многих других.
В этот период состоялось знакомство с московским коллекционером Юлием Владимировичем Невзоровым. Организовывается выставка картин из его коллекции. В 1987 году после долгих переговоров и встреч произошло значительное событие в истории музея — это дар семьи Невзоровых, который определил лицо коллекции музея конца XVIII начала XX века. «Благодаря этому удалось создать постоянную экспозицию, показывающую пути развития русской живописи этого времени. Особенно это касается пейзажной школы. В дар музею был передан не ряд картин, а систематическая коллекция мастеров русского искусства конца XVIII– XX веков, которая собиралась несколькими поколениями семьи Невзоровых» [3, с.22] .
Сегодня легко можно говорить о том, что нам подарили коллекцию, что мы можем в экспозиции представлять И. Шишкина и К. Брюллова. Но это произошло не за один день и произошло не так легко, как может показаться. В начальном этапе становления музея поменялись местами такие понятия как «причина» и «следствие». Логично было бы представить, что сначала вышел указ первого лица государства, подписанный о создании музея, а лишь потом музей получил в дар коллекцию XVIII – XX веков. А получилось наоборот: само искусство, пришедшее именно в наш город, стало первопричиной рождения столь необычного музея, который сейчас имеет город. И это произошло именно в Семипалатинске, в городе, который имеет богатую историю в своем культурном развитии. Коллекция Невзоровых собиралась несколькими поколениями семьи и бережно хранилась и изучалась на протяжении многих лет. Почему она оказалась именно на казахстанской земле и именно в Семипалатинске? Тут сыграло много факторов — город, являвшийся культурным и духовным центром Республики Казахстан, энтузиасты, которые мечтали об открытии музея в городе: первый секретарь Семипалатинского Горкома партии Николай Ульянов, начальник управления культуры Маулен Масалимов, Татьяна Стромская директор музея.
Юлию Владимировичу и его семье было не просто решиться на этот шаг. Они не в один день подарили все экспонаты. В 1987 году состоялся первый дар: 225 экспонатов (экслибрисы, предметы медальерного искусства). В 1988 году второй дар, куда вошли произведения крупнейших мастеров русского искусства конца ХVIII — начала ХХ веков Ф. Алексеева, И. Акимова, К. Брюллова, П. Басина, Н. Богданова-Бельского, А. Боголюбова, А. Архипова, И. Левитана, И. Шишкина и многих других, всего 272 экспоната. В тот год Ю. Невзоров был признан почетным гражданином города Семипалатинска. И в этом же году на базе научно-художественного отдела Областного историко-краеведческого музея открывается Областной музей изобразительных искусств. Третий дар состоял из 49 произведений (А. Архипов, Ф. Васильев, А. Венецианов и др.), произошло это событие в 1991 году. В благодарность за столь щедрый поступок музею было присвоено имя семьи Невзоровых. Антонина Михайловна и Юлия Юльевна Невзоровы признаны почетными гражданами города Семипалатинска. В 1995 году Ю. Невзоров был удостоен Государственной награды Республики Казахстан – ордена Парасат. Позже были еще дары предметов античной археологии и мейсенского фарфора.
Юлий Владимирович Невзоров всю свою жизнь посвятил коллекционированию, изучению и пропаганде изобразительного искусства. Он — «меценат, подвижник, внесший значительный вклад, как в пополнение музейного фонда СССР, так и в пропаганду знаний об изобразительном искусстве…» [5, с.8].
Родился Юлий Владимирович 30 января 1913 г. в городе Иркутске. Рос и учился в этом городе до 1924 года. Затем семья переехала жить в Москву. Окончил строительно-конструкторский техникум при ВИСУ (Высшее Инженерно-строительное Училище), а затем учился и окончил МИСИ им. В. Куйбышева (Московский Инженерно-строительный институт). Работал исполняющим обязанности инженера на научно-исследовательской работе в ГИНСТАЛЬМОСТЕ (Государственный научно-исследовательский институт по стальным мостам) и вел самостоятельную научно-исследовательскую тему. Темой своей дипломной работы Юлий Владимирович сделал вывод новых формул расчета сложных многократно статически неопределимых систем висячих мостов. Выведенные новые формулы значительно облегчили и ускорили расчет, сократив время расчета с 3-х месяцев до 2-3 дней.
В связи с работой, которая имела уклон исследования, у Ю. Невзорова с ранней юности и выработалась исследовательская жилка и на всю жизнь осталась страсть к исследованиям и поискам неизвестного в каждом деле. Поэтому в собирательской деятельности большей степени его интересовал поиск исследований, поиски «пропавших без вести» произведений живописи, известных искусствоведам только по литературным или архивным источникам, т.е. произведений живописи, о которых принято писать «местонахождение неизвестно». Поиски и уточнения года создания картин, искусствоведческие исследования в области атрибуции, авторства и определения подлинности живописных работ, нахождения аналогий к ним; исследования подписей художников различными методами – вот, что больше всего нравилось Ю. Невзорову в работе с произведениями искусства.
Юлий Владимирович первую свою картину приобрел в 17 лет. Это был этюд Е. Волкова «На заре». Наставниками Невзорова в собирательстве и в изучении коллекции стали крупнейшие знатоки искусства Москвы и Ленинграда, в том числе художник Г. Поляков; академики архитектуры А. Щусев, И. Жолтовский и А. Жуков; коллекционер Ю. Данцигер; научные сотрудники Государственного русского музея Т. Перова-Чакова и П. Корнилов; профессора МГУ Н. Кожин и М. Горелов; научные сотрудники Института истории искусств МК СССР и Российской Академии художеств Т. Алексеева, А. Каганович, А. Федоров-Давыдов, реставраторы Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина П. Корин, Т. Сильченко, Л. Сиверсков.
Юлия Владимировича всегда волновала судьба своей коллекции. И в 1962 году он решил завещать собрание городу Иркутску, в котором он родился. 15 декабря 1964 года коллекционер составляет первое дарственное заявление в адрес Иркутского музея. Это не единственный музей, где хранятся произведения из коллекции Юлия Владимировича. В каждом городе, где состоялась выставка коллекции, Юлий Владимирович оставлял подарки. Выставка Ю. Невзорова побывала в 15 городах Советского Союза: Минске, Новосибирске, Томске, Омске, Иркутске, Улан-Удэ, Кисловодске, Виннице и других. В семипалатинском музее семья Невзоровых оставила практически всю выставку, за исключением двух работ, с которыми они не смогли расстаться. Потом были еще подарки, и в целом семья Невзоровых передала в дар музею 569 произведений искусства, среди которых 177 произведений живописи.
Это удивительное, беспрецедентное в истории музейного дела Казахстана событие, дает возможность на протяжении многих лет представлять публике произведения И. Акимова (1854-1814), Ф. Алексеева (1753/1754-1824), А. Архипова (1862-1930), Н. Богданова-Бельского (1868-1945), А.Боголюбова (1824-1896), К. Брюллова (1799-1852), А. Венецианова (1780-1847), В. Верещагина (1842-1904), К. Коровина (1861-1939), И. Крамского (1837-1887), А. Куинджи (1842-1910), М. Лебедева (1811-1937), И. Левитана (1860-1900), В. Маковского (1846-1920), А. Мещерского (1834-1902), В. Перова (1834-1882), В. Поленова(1844-1927), А. Саврасова (1830-1897), В. Тропинина (1776-1857), И. Хруцкого (1810-1885), А. Шильдера (1861-1919), Н. Шильдера (1828-1898), И. Шишкина (1832-1898), С. Щедрина (1745-1804), С. Щедрина (1791-1830) и многих других.
У Юлия Владимировича были свои принципы, от которых он никогда не отступал. Например, собирал произведения искусства только реалистического направления. Как сам писал в своей автобиографии: «Никогда не допускались в собрание работы, с каким бы то ни было формалистическими вывертами – будь то в виде искажения реальной формы существующего предметного мира или в виде искажения реального цвета». А также отдавал предпочтение жанру пейзажа, спустя время больше уделял внимание этюдам. Считал, что в этюдах художник передает все чувства, мысли, и миропонимание своего времени. Он писал: «О, как много дает пристальное вглядывание в этюды! Через этюды раскрывается весь мир художника. Этюды, собранные в одно место – в музей этюдов помогли бы человечеству в понимании культуры больше, чем любой современный музей!»
Еще в начале собирательской деятельности, под влиянием Григория Львовича Полякова и личных склонностей к исследованиям, которые проявились с юных лет и в основной инженерной деятельности, Юлий Владимирович увлекся изучением живописи, атрибуционной работой и розысками картин известных по литературе, но местонахождение, которых было неизвестно, а также и розысками сведений о картинах, попавших в его собрание.
При приобретении он надеялся только на свои познания и старался разобраться, прежде всего, в качестве живописи. Ю. Невзоров старался смотреть не на подпись, а на качество. Не задавался целью покупать только подписные работы крупных мастеров, а искать высококачественные работы и удовлетворяться ими, даже если они и принадлежали кисти второстепенных художников.
Занимаясь изучением картин и сбором сведений о них и о художниках, их создавших, он начал обращать внимание на отсутствие в справочниках по художникам и в музейных каталогах основных дат жизни некоторых художников (например, год рождения или смерти), и заметил разноречивость сообщаемых годов жизни некоторых художников в различных справочниках и каталогах. Юлий Владимирович всегда изучал, исследовал, поэтому появлялись и новые атрибуции картин. Он обладал знаниями и по технологии живописи, по вопросам хранения и реставрации.
Как любой влюбленный в свои картины коллекционер, Юлий Владимирович мог и допустить ошибки в атрибуции произведений. Научная работа в музее не стоит на месте. Проводится интенсивная научная инвентаризация, изучение экспонатов. По итогам многолетней работы в 2013 году был издан «Каталог дара семьи Невзоровых в собрании Восточно-Казахстанского областного музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых». В ходе исследования внесены дополнения в научные карточки многих авторов.
Благодаря Ю. Невзорову и его семье музей имеет яркую значительную по именам и произведениям собрания картин. И на основе изобразительного искусства Казахстана и коллекции Невзоровых музей ныне является одним из значительных музеев в Казахстане.
Сотрудниками музея, особенно теми, кто стоял еще у истоков создания, городом и областью выполнена миссия перед человеком, который сделал столь щедрый дар нашей Республике. В 1998 году коллекция обрела место в великолепном здании, общей площадью в 3000 квадратных метров. Это двухэтажный особняк купца Степанова, построенный в 70-е годы ХIХ века. В 1889 году в этом доме побывали знаменитый французский путешественник Г. Бонвало и сын герцога Шартрского, принц Генрих Орлеанский. Дом купца Степанова – памятник архитектуры. Хозяин дома купец Федор Степанович Степанов Царским Указом был награжден Золотой медалью за усердие и успехи в благотворительной деятельности. Здание словно создано для экспонирования произведений искусств.
При взаимосвязи музейной практики и частного коллекционирования часто возникают несовпадения музейной концепции и видения экспозиции коллекционера. Но в нашем случае это было исключением. С первых дней приоритетным было собирать отечественное искусство, это и по сей день не потеряло свою актуальность. В данный момент музей насчитывает более 2000 тысяч произведений казахстанских мастеров. Но всегда хотелось иметь в фондах хотя бы несколько работ и русского искусства. Собрание Невзорова оказалось систематической коллекцией, где зритель прослеживает пути развития русской пейзажной живописи. Представляя в экспозиции всю коллекцию Невзоровых, можно сказать, сохраняем невидимую связь между коллекционером и коллекцией. Дар семьи Невзоровых дал мощный толчок открытию крупного музея в республике. Часто все начинается с малого и к нему притягивается большое, в нашем случае к большой коллекции стали притягиваться малые. Жители стали приносить и предлагать свои небольшие собрания. Многие при переезде, волнуясь за судьбу своих любимых предметов, шли в музей, и получалась исключительно приятная взаимосвязь между музеем и частными коллекциями.
За последние 10-летия музей провел ряд международных проектов, где приняли участия художники из Казахстана, России, Киргизии, Италии, Америки. Музей поддерживает отношения с художниками из России, в частности из города Омска, Новосибирска, а также с художниками из Киргизии. Фонды пополняются и работами современных мастеров. Комплектование продолжается планомерно в соответствии с программой научного комплектования фондов. На сегодняшний день коллекция насчитывает более 5000 экспонатов.
Литература:
- А. П. Боткина. П. М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1951.
- Базельский художественный музей. М., 1987.
- ВКО музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых. Альбом к 25-летию музея. Семей, 2009.
- Н. М. Полунина. Юлий Владимирович Невзоров. Коллекционер. Меценат. Просветитель. Научно-популярное издание. М., 2016.
- Роль меценатства в формировании музейных коллекций. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Ю.В. Невзорова. Сборник. Казахстан, Семей, 2013, стр.8.
- Шедевры Старой Пинакотеки. Каталог выставки из Баварских государственных собраний произведений живописи. Мюнхен,1984.