Новости

В эти холодные весенние дни душу греет музыка. И сейчас она звучала в стенах музея для участников клуба любителей искусства. Замечательные пьесы Модеста Петровича Мусоргского, посвящённые раннему уходу его близкого друга, художника Виктора  Гартмана, звучала на фоне тех немногих рисунков мастера, которые в фотографиях и факсимиле сохранились в наши дни. Однако участники клуба слушали не фортепианные пьесы, изначально задуманные композитором, а симфоническую оркестровку Мориса Равеля в исполнении берлинского филармонического оркестра под руководством Герберта фон Караяна.

Отдельные музыкальные картинки, объединённые повторяющейся в нескольких вариациях темой прогулки, представляют собой не точное отображение рисунков Виктора Гартмана, а творческое восприятие их композитором. Иногда из рисунка развивается совершенно другой, более живописный, яркий музыкальный образ, как, например, в «Бабе Яге», вдохновением для которой послужил макет часов.

Виктор Александрович Гартман – архитектор, основоположник «русского стиля» в архитектуре, пенсионер императорской академии художеств. Его стремление вводить в проекты русские народные мотивы было близко участникам «Могучей кучки», и, в частности, В.В. Стасову, который пропагандировал идеи Гартмана в печати, и который познакомил его с М.П. Мусоргским.

 Порядок музыкальных картинок: «Прогулка», «Гном», «Прогулка», «Старый замок», «Прогулка», «Тюильри», «Быдло», «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и бедный», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».