Лекция арт-терапевта Александры Бергдаль Ларссон, члена союза художников Швеции в музее изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Вот как определяются пределы «нормальности»? Кто их определяет? Исходя из чего? Мы «нормальные»? Что это значит? Может быть, мы называем себя «нормальными» лишь потому, что нас больше? Нас больше чем тех, кто видит этот мир иначе, кто чувствует по-другому, кто не может рассказать нам о том, что творится у них в голове, в душе. Нас больше, и мы устанавливаем свои нормы в поведении, в общении, в искусстве. А кто сказал, что именно эти нормы правильные?
Это очень сложные и глубокие вопросы. Их изучением занимается длительное время художник, арт-терапевт, лингвист, преподаватель Александра Бергдаль-Ларссон. Она уже знакома многим посетителям музея своими выступлениями, и вот, очередная лекция в музейном зале теперь посвящена «сырому, аутсайдерскому» искусству арт-брют. Это широкий термин. Он включает в себя разные виды художественного творчества людей, страдающих различными психическими заболеваниями. Такое искусство не следует общепринятым нормам, направлениям и канонам, и иногда является единственным способом общения или самовыражения для людей с психическими расстройствами.
«Арт-брют предоставляет уникальную возможность услышать визуальные рассказы людей, оторванных от классического мира искусства, и часто — от социума в целом, они живут в красивых, страшных и сложных мирах разума, в которых мы можем заглянуть через их искусство» — так лектор определила значение этого искусства для людей, не получивших от общества статус «нормальности». Александра изучает арт-брют с психологической и искусствоведческой точки зрения. Она работает как арт-терапевт, и на этой встрече поделилась своими знаниями и наблюдениями со слушателями – психологами специализированных учебных заведений города, студентами вузов, преподавателями, и членами музейного клуба любителей искусства.
Рисунки и музыка Адольфа Вольфи, картины Карло Зинелли, творчество Вилли Вайта, произведения австралийских аборигенов – это разные художники, и не все они страдали психическими расстройствами, но, зато все видели мир иначе. Иначе, чем мы. И это очень важно, потому, что такое искусство помогает и нам найти ответы на многие наши жизненные вопросы, взглянуть на жизнь с другой точки.