Новости

Возможно ли, чтобы на выставке была только одна картина?

Конечно, если эта одна картина раскрывает всю идею выставки, или представляет собой целый мир или эпоху.

Вот на берегу Иртыша, глубоко задумавшись, стоит Абай рядом со своим другом и учителем Евгением Михаэлисом. Без суеты и пафоса, величаво и уверенно выступают на переднем плане фигуры поэта-просветителя и учёного-ссыльного. Несильный ветер раздувает одежды Абая, слегка колышет пальто Михаэлиса. А там, внизу, бежит Иртыш.  И колорит,  холодноватый  и сдержанный. Всё просто, честно и понятно, и удивительно, как это полотно, созданное художником, никогда лично не знавшим ни Абая, ни Михаэлиса, и жившим уже совсем в другую эпоху,  может так убедительно говорить о времени прошлом,  так зримо передавать атмосферу, настроение, так естественно создавать у зрителя ощущение сопричастности моменту. Мы словно стоим рядом, вслушиваемся в разговор двух Великих, проникаемся чувством важности, значимости их личностей, и их деяний для нас, сегодняшних.

Много говорится сейчас об Абае. Он – поэт, основоположник национальной письменной литературы, просветитель, философ, общественный деятель, музыкант. Слова эти произносятся в наши дни так часто, что смысл их уже выцветает из сознания людей, и значимость не всегда осознаётся в полной мере. А ведь это был безгранично талантливый человек, поэт, создавший тончайшую, проникновенную поэзию, философ, просто и доступно говоривший в своих словах-назиданиях о глубоких и важных вещах,  музыкант, чьи мелодии никогда не устаревают, и звучат так же часто спустя столетие. Это был человек, глубоко, и по-настоящему любивший свой народ, несший свет и надежду даже самым несчастным в самые мрачные и безрадостные минуты бытия. Это был проводник казахского народа к мировой литературе и культуре.

Другом и учителем Абая, познакомившим его с русской литературой, открывшим для казахского поэта невероятные богатства мировой классики был Евгений Михаэлис, русский учёный, высланный за политические взгляды в Сибирь.

И вот уже век двадцатый. В конце 60-х годов ещё один уникальный человек, ставший частью эпохи казахстанского искусства – Владимир Третьяков – художник и преподаватель,  написал полотно «Абай и Михаэлис». Когда-то картина готовилась к выставке, посвящённой 250летию Семипалатинска. А сегодня мы снова готовимся праздновать День рождения великого поэта, и из далёкого теперь уже века девятнадцатого, в наш век двадцать первый, с полотна, созданного в двадцатом веке, смотрит Абай, вместе со своим другом Михаэлисом, думая о будущем, ставшим теперь уже для нас настоящим.